История депо

Строительство железной дороги

Впервые вопрос о строительстве железной дороги, соединяющей хлебные Кулундинские просторы и угольные копи Экибастуза поднимался еще в 1905 году. За строительство этой дороги ратовали прогрессивные силы общества того времени. Они считали, что железнодорожная ветка принесет в глухие Кулундинские степи и на Алтай в целом культуру, поднимет экономику этих районов, будет способствовать развитию связей удаленных регионов России с более развитым центром.

История города Купино практически всегда была связана с железной дорогой. В период столыпинской аграрной реформы переселение крестьян из Европейской России в Сибирь привело к появлению новых населённых пунктов и развитию сельского хозяйства. В Купинской волости в 1907 – 1911 годах быстрыми темпами создаются маслодельческие артели и развивается производство масла. Но вывозу готовой продукции сибирских маслоделов мешало отсутствие железной дороги. Жители Купинской волости неоднократно направляют в губернскую администрацию прошения по поводу решения этой проблемы.

Много хлопотал о скорейшем строительстве железной дороги Купино – Татарск отец Евгений Крылов, настоятель Купинской церкви святого апостола-евангелиста Луки. «Отец Евгений, подвижный и горячий, обычно положительно загорается при упоминании о возможной дороге. У него готовы все цифры, доказательства убедительны – никто так не знает условий округи – как отец Евгений. Дорога нужна, она как клапан в насыщенный паром машине. И стоит любому совещанию, хотя бы тех же переселенческих чинов, состояться в Купине, отец Евгений уже ходатайствует о допущении его с совещательным голосом. Много пользы своим землякам приносит этот живой человек» (В. П. Вощинин. На сибирском просторе. СПБ; 1912. С. 26.).

Но, лишь в 1914 году акционерное общество Нехорошева приступило к строительству железной дороги.Строительство железной дороги велось самыми примитивными способами с применением ручного труда. Ни о какой механизации трудоемких процессов тогда не могло быть и речи. По этим причинам строительство участка дороги Татарская – Купино протяженностью всего 130 км велось почти два года.

Закладка  жд ст Купино 1914 год.jpg 

Закладка железной дороги в г. Купино, 1914 г.

Первый поезд пришел в Купино 6 августа 1915 года и состоял он из 6 вагонов – двух пассажирских и четырех товарных. Его встречали жители Купино и окрестных сел, специально прибывшие посмотреть, как бегает «чугунка». Первый поезд пришел в Купино через специальную арку, украшенную цветами.

прибытие первого поезда в с Купино 6 авг 1914 г.jpg 

Прибытие первого поезда на станцию Купино, 6 августа 1915 г.

Образование вагоноремонтного депо на станции Купино

После пуска железной дороги встал вопрос о строительстве паровозного – вагонного депо для ремонта и обслуживания подвижного состава.

В октябре 1915 года был заложен первый камень в основание будущего локомотивного депо. Местом его строительства была избрана небольшая площадка на юго-восточной окраине Купино. 

В 1916 году на юго-западной окраине Купина была построена водонапорная башня для снабжения водой проходящих поездов

vodonapornaya_bashnya.jpg

Водонапорная башня, построена в 1916 г.

В 1916 году локомотивное депо уже существовало как самостоятельная единица, с приписным парком из двух паровозов, ремонтными мастерскими, в которых кроме паровозов ремонтировались двухосные вагоны.

В 1932 году локомотивное депо переходит на горячую промывку паровозных котлов. В этом же году начинает свою работу цех подъёмочного ремонта. Но уже в начале 30-х годов ХХ века возникла идея о выделении вагоноремонтного депо в самостоятельную производственную единицу.

В 1935 году приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) № 171/Ц в качестве одной из важнейших задач утверждено создание производственно–технической базы для ремонта вагонов. Было принято решение ввести в эксплуатацию 200 вагоноремонтных пунктов, в том числе на станции Купино. Первоначально он был подчинён Славгородскому отделению дороги и службе вагонного хозяйства Омкой железной дороги, в дальнейшем вагонное депо станции Купино перешло в подчинение Карасукскому отделению дороги и службе вагонного хозяйства Западно-Сибирской дороги. 

Техническое оснащение депо

В момент организации депо в распоряжении купинских вагонников имелись: слесарно-механическая мастерская с небольшой кузницей, компрессорная, котельная и складское помещение. Сборочного цеха не существовало - вагоны ремонтировались под открытом небом с применением ручных винтовых и реечных домкратов. Вся технология ремонта вагонов строилась на применении исключительно ручного труда.

В компрессорном отделении имелся один компрессор малой производительности с ручным пуском. Механический цех располагал двумя токарными старотипными станками, одним сверлильным станком, одним строгальным тихоходным станком «Шапинг» и колесно-токарным станком братьев Брамлей, на котором можно было обточить 4 колесные пары в сутки. Деревообделочного цеха не было - обшивка, половые доски и другие деревянные детали для ремонта вагонов изготовлялись примитивным способом с помощью циркулярной пилы и вручную. Таким было оснащение вагонного хозяйства в то время, когда оно было отделено от паровозной службы как самостоятельное предприятие. 

Слабая организация труда, низкая техническая подготовка кадров, недостаточная производственно–техническая база, тяжелые условия труда являлись тормозом в выполнении качественного ремонта вагонов и достижении производственных показателей.

Депо в годы Великой Отечественной Войны

К 1941 году приписной парк состоял из 21 грузового паровоза и 7 пассажирских паровозов. Локомотивное депо так же располагало 2 дизелями, одним компрессором, вагранкой, 10 электромоторами.

В годы Великой Отечественной войны на фронт из Купинского локомотивного депо ушли 140 работников. Вместо ушедших на фронт мужчин в цеха и на паровозы пришли 95 женщин. Женщины осваивали в Купинском локомотивном депо самые разные профессии: 13 из них работали помощниками машиниста, 21 – кочегарами, 6 слесарями, 5 станочницами.

цех подъемоного ремонта паровозов.jpg 

Цех подъемного ремонта паровозов, 40-е годы.

О самоотверженной работе сотрудников свидетельствуют показатели июня 1943 года: среднесуточный пробег паровозов при норме 279, фактически составил 284 км. За месяц текущий промывочный ремонт прошли 16 паровозов, из подъемочного ремонта вышло 9 паровозов. В течение того же месяца машинистами Купинского локомотивного депо было проведено 90 тяжеловесных составов.

В 1943-1944 годах производительность труда Купинского локомотивного депо возросла по всем основным показателям: рабочие промывочного цеха отремонтировали за 1-е полугодие 73 локомотива, снизив простой паровозов в ремонте до 13 часов. У лучшего слесаря цеха подъемного ремонта Е. В. Даниленко выполнение нормы составляло 289 %. Токарь механического цеха Ю. А. Петраков, работая одновременно на 2-х и 3-х станках, довел выработку до 290- 300 %. Машинист пассажирского поезда А. Д. Парфенов довел техническую скорость состава до 42 км в час. При этом сэкономил за полугодие 55 тонн угля, снизив расход смазочных материалов на 9% против нормы.

Приписной парк локомотивного депо станции Купино составлял в годы Великой Отечественной войны в разное время от 15 до 22 паровозов. Пассажирские машины серий С-у, составляющие основную часть железнодорожного парка, использовались как грузовые. Довоенные грузовые паровозы использовались для работы на главных магистралях страны и в прифронтовых районах.

Локомотивное депо 40-е гг.jpg

Депо в 40-е годы

Переломный год

В послевоенный период вагонное депо «Купино» развивалось низкими темпами. В 1948 году было завершено сооружение сборочного цеха и примыкающих к нему подсобно-заготовительных цехов. Хотя к тому времени в вагонном депо уже имелись основные цеха и служебно-технические помещения, они как по размеру, так и по оснащению не отвечали требованиям производственного процесса. На производственных площадках все еще преобладал ручной труд. Нехватка технологического оборудования отрицательно сказывалось на производительности депо. 

1954 год явился для купинского вагонного депо переломным: началось технического оснащения цехов, механизация трудовых процессов, улучшение производительности, внедрение производственной культуры. Подъемка вагонов стала производиться домкратами электрического и пневматического действия, были внедрены электронагреватели заклепок, дефектоскопы разных назначений, электроинструмент, пневматический инструмент и ряд других приспособлений.

В 1954 году была проделана большая работа по улучшению условий труда: территория депо выросла почти в два раза, осуществлен капитальный ремонт здания деревообделочного цеха с расстановкой технологического оборудования, пристроено и пущено в эксплуатацию здание для сушки пиломатериалов. Был расширен колесный цех, построено новое смазкохранилище с емкостями, трубопроводом, насосным отделением, которое по своему размеру и техническому состоянию полностью удовлетворяло правилам хранения смазки. 

Всего на капитальный ремонт зданий и закупку оборудования было потрачено 350 тыс. рублей. Таким образом, производственно–техническая база вагонного депо к началу 1958 года была в значительной степени расширена и модернизирована.

В июле 1954 году в сборочном цехе была введена новая форма труда и укрупненные комплексные бригады. Это ликвидировало несогласованность в работе специалистов отдельных профессий, дало возможность улучшить контроль за производством, в связи с чем повысилось качество ремонта вагонов, сократился простой вагонов в ремонте, выросла производительность труда, снизилась себестоимость, заметно повысился заработок рабочих. Улучшилось состояние охраны труда и техники безопасности, затраты средств на эти направления значительно выросли.

Аллея к жд вокзалу, г. Купино 1950 г..png

Аллея к железнодорожному вокзалу г. Купино, 1950 г.

50-е годы

В 1955 году и в последующие годы продолжились работы по совершенствованию технологии ремонта вагонов, оснащению депо оборудованием и различными техническими приспособлениями. Для определения мероприятий по этому направлению был разработан генеральный план развития хозяйства вагонного депо на 1955-1960 гг.

31-го июля 1957 года вышло в свет Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства», в котором декларировалась необходимость удовлетворить все потребности в жилье в течение 10-12 лет. На предприятиях железнодорожного транспорта развернулось соц. соревнование на качественный и быстрый ввод в эксплуатацию наибольшего количества жилой площади. Коллектив купинских вагонников подключился к этой инициативе.

За 1957 год хозяйственным способом было построено: на станции Купино три 4-х квартирных дома, на станции Славгород один 2-х квартирный дом, на станции Карасук один 2-х квартирный дом и на станции Чистоозерная один 2-х квартирный дом. Итого в 1957 году было введено в эксплуатацию 6 домов из 18 квартир общей площадью 450 м2. В 1960 году хозяйственным способом построено на ст. Купино еще два 4-х квартирных дома, на ст. Карасук четыре 2-х квартирных дома. Всего 6 домов из 16 квартир. Помимо жилищного строительства в 1958 году велось строительство детских садов и яслей. Оказывалась шефская помощь колхозам и школам. 

Станция Купино 1957 г.jpg

Станция Купино, 1957 г.

С 1958 года начали проводиться мероприятия по благоустройству территории вагонного депо. В цехах были созданы условия для нормального труда и качественного выполнения планов, коллектив полностью укомплектован согласно штатному расписанию. Подавляющим большинством рабочих были люди высококвалифицированные, обладающие большим опытом, сознательно и ответственно относящиеся к труду. 

60-е годы

Массовое оснащение железных дорог новыми типами вагонов, повышение интенсивности использования вагонного парка потребовали коренной реконструкции вагоноремонтной базы в Купино, инициатором которой был коллектив депо Московка. Здесь впервые была разработана и внедрена принципиально новая система организации ремонта вагонов, предусматривающая поточность производственных операций с широким использованием комплексной механизации и автоматизации. Этот опыт получил сетевое распространение. По опыту передового предприятия процесс механизации ремонтных процессов был внедрен в 60–ые годы и в депо Купино

Коренной перелом в развитии производственной базы произошел в 1965-68 гг. За эти годы в существующем колесном цехе изготовлена и смонтирована поточно-конвеерная линия по ремонту тележек вагонов; изготовлена и смонтирована поточная линия триангелей, поточно-конвеерная линия по ремонту корпусов букс скольжения с устройством для снятия букс с шейки оси колесной пары и подачи на конвейер, а также устройство для надевания. В полуавтоматическом режиме стала производиться подача подшипников. В тележечном цехе появилась профессия – оператор управления конвеерными линиями. Процессы перемещения тележек, колесных пар, букс и других комплектующих деталей производились оператором с центрального пульта управления. Для клепания заклепок появились индукционные нагреватели, гидравлические отрубщины. Разборка тележек стала вестись механизированным способом (раздвижка боковин, кантование надрессорной балки). В баббитозаливочном отделении установлены электрические печи для плавки баббита, заливки подшипников. После расточки подшипники по конвейеру подвались в тележечное отделение на место подгонки к шейки оси.

Для ремонта колесных пар было пристроено здание. Колесные пары стали поворачиваться на разворотных устройствах, появились толкатели, устройства для вращения колесных пар. Для лечения работников в депо был открыт здравпункт и профилакторий на 25 человек.

За 30 лет развития Купинский вагоноремонтный пункт превратился в вагонное депо, имеющее мощную производственно–техническую базу, которому было присвоено отличительное звание «предприятие коммунистического труда».

70-80 е годы

1970-80 годы в масштабе всего исторического развития вагонного депо Купино, явились небольшим участком времени. Однако за этот период значительно усилилась производственно-техническая база, повысилась культура производства, улучшилось благосостояние работников. В частности, в депо было закончено строительство нового деревообделочного цеха с сушильными камерами, общей площадью 800 м2. В цехе внедрен поточно – конвейерный метод обработки пиломатериалов, изготовления деревянных деталей.

В 1977 году было закончено строительство и сдана в эксплуатацию рабочая столовая на 110 посадочных мест. Построено здание, в котором размещены подсобно – вспомогательные цеха и отделения. Модернизированы пункты технического обслуживания вагонов, пункты подготовки вагонов под погрузку.

В конце 1978 года пущен в эксплуатацию монтажный цех, смонтированы: горизонтально – фрезерный, строгальный, токарный, отделочно – расточной станки. 

Несколько лет вагонное депо не испытывало потребности в кадрах. Депо пополнялось специалистами из числа рабочих, заочно окончивших техникумы. Среднемесячная заработная плата в 1978 году составляла 158,7 руб., в 1982 год средний заработок составлял 202 руб.

жд и пром объекты г Купино 1978 г.jpg 

Железнодорожные и промышленные объекты г. Купино, 1978 г.

Разукрупнение железной дороги, ВЧД-16

В целях разукрупнением дороги, в соответствии с приказом Начальника Западно-Сибирской ж.д. №27 от 21.02.79 г. вагонному депо Купино был присвоен телеграфный индекс №16 (ВЧД-16).

01 июля 1981 года на отделении дороги было организовано новое Вагонное депо (ВЧД-17 ст. Карасук-3), в связи с этим от Вагонного депо Купино (ВЧД-16) отошли пункты технического обслуживания станции Камень-на-Оби, Карасук-3 и все контрольные посты технического обслуживания, расположенные на Средне-Сибирском направлении (контрольные посты станции Валиханово, Мынкуль, Зубково, Красноозерская, Панкрушиха, Сузун, Ларичиха).

В ведении вагонного депо станции Купино оставлены вагоноремонтное депо, пункт технического обслуживания станции Карасук-1 и контрольные посты технического обслуживания на участке Татарская-Кулунда. Штат по штатному расписанию составлял 606 человек.

Вокзал Купино 80-е гг..png

Железнодорожный вокзал г. Купино, 1980 г.

Подробнее. История депо в лицах