Краткая историческая справка

Впервые вопрос о строительстве железной дороги, соединяющей хлебные Кулундинские места и угольные копи Экибастуза поднимался еще в 1905 году. За строительство этой дороги ратовали прогрессивные силы общества того времени. Они считали, что железнодорожная ветка принесет в глухие Кулундинские степи и на Алтай культуру, поднимет экономику этих районов, будет способствовать развитию связей удаленных регионов России с более развитым центром.

Лишь в 1914 году частное акционерное общество начало строительные работы. Строительство велось самым примитивным способом. Ни о какой механизации трудоемких процессов тогда не могло быть и речи. По этим причинам строительство участка дороги Татарская – Купино велось два года. 6 августа 1915 года в Купино прибыл первый пробный паровоз.

В связи с пуском железной дороги встал вопрос о строительстве паровозного – вагонного депо. В 1935 году приказом НКПС № 171/Ц в качестве одной из важнейших задач было утверждено создание производственно – технической базы для ремонта вагонов. Было решено ввести в эксплуатацию 200 вагоноремонтных пунктов, в том числе вагонное депо в Купино.

В момент организации в распоряжении купинских вагонников имелись только слесарно-механическая мастерская с небольшой кузницей, компрессорная, котельная и складское помещение. Сборочного цеха не было и вагоны ремонтировались под открытом небом с применением ручных винтовых и реечных домкратов для их подъема. Да и весь технологический процесс ремонта вагонов строился на применении только ручного труда.

В компрессорном отделении имелся один компрессор малой производительности с ручным пуском, механический цех располагал двумя токарными старотипными станками, одним сверлильным станком, одним строгальным тихоходным станком « Шапинг», колесно-токарным станком братьев Брамлей, на котором можно было обточить 4 колесные пары в сутки, при этом шейки колесных пар обрабатывались вручную. Деревообделочного цеха не было - обшивка, половые доски и другие деревянные детали для ремонта вагонов изготовлялись примитивным способом на циркулярной пиле и вручную. В инструментальной имелся инструмент только для ручного труда. Так выглядело вагонное хозяйство, когда было осуществлено его отделение от паровозной службы в качестве самостоятельного предприятия. Первым начальником вагоноремонтного пункта был тов. Богряшов.

Слабая организация труда, низкая техническая подготовка кадров, недостаточная производственно–техническая база, сами условия труда являлись тормозом в выполнении качественного ремонта вагонов и достижении основных показателей в ремонте. За 30 лет развития Купинский вагоноремонтный пункт превратился в вагонное депо, имеющее мощную производственно – техническую базу, которому присвоено высокое звание «предприятие коммунистического труда».

До 1948 года вагонное депо развивалось низкими темпами. В 1948 году были закончены работы по сооружению сборочного цеха и ряда примыкающих к нему подсобно-заготовительных цехов. Хотя к тому времени вагонное депо уже располагало основными цехами и служебно-техническими помещениями, последние как по размеру, так и по расположению не отвечали требованиям производственного процесса и условиям труда работников. Недостаточное оснащение подсобно-заготовительных цехов технологическим оборудованием отрицательно сказывалось на работе по ремонту вагонов. В цехах все еще преобладал главным образом ручной труд.

1954 год явился для купинского вагонного депо годом перелома в сторону улучшения производственной деятельности, технического оснащения цехов и начала внедрения производственной культуры в депо. В 1954 году в депо начались работы по оснащению цехов техникой, стала осуществляться механизация трудовых процессов. Подъемка вагонов производилась домкратами электрического и пневматического действия. Внедрены электронагреватели заклепок, дефектоскопы разных назначений, электроинструмент, пневматический инструмент и ряд других приспособлений.

Рационализаторами Бояршиновым Федором Михайловичем, Сапроновым Тимофеем Тихоновичем, Ашенберг Федором Петровичем, Макагон Андреем Ефимовичем, Нетаевым Михаилом Николаевичем, Макагон Андреем Сысоевичем и другими разработан и внедрен ряд средств механизации, в том числе: приспособления для смены фрикционных аппаратов и вынимания буксовых колончатых болтов, пневматические прижимы деталей в АКП, стол для испытания триангелей, приспособление для изготовления шплинтов и др. Значительно окрепло хозяйство пунктов технического осмотра, которые также были обеспечены гидродомкратами, гидротумбочками и необходимыми инструментами и приспособлениями.

В 1954 году была проделана большая работа по улучшению условий труда: удлинение механизации производственных процессов и увеличение тракционных путей, территории депо выросла почти в два раза, осуществлен капитальный ремонт здания деревообделочного цеха с расстановкой технологического оборудования, пристроено и пущено в эксплуатацию здание для сушки пиломатериала. Был расширен колесный цех, в котором дополнительно установлен новый шеечно – накатной станок «Рафамет». Построено новое смазкохранилище с емкостями, трубопроводом, насосным отделением, которое по своему размеру и техническому состоянию полностью удовлетворяло правилам хранения смазки. На эксплуатационных путях станции смонтирован смазкопровод длиной 900 метров с 5-ю разборными колонками. Транспортные средства были пополнены более совершенным мотовозом и двумя электрокарами. Здание автоконтрольного пункта значительно расширено и дополнено оборудованием, в частности: компрессором КВ-200 и возбухосборником с полезным объемом воздуха 5 м3. В этом же году осуществлен ремонт тракционных путей депо с устройством полового настила.

Всего на капитальный ремонт зданий и закупку оборудования было потрачено 350 тыс. рублей. Таким образом, производственно – техническая база вагонного депо к началу 1958 года была в значительной степени расширена и модернизирована.

В июле 1954 году в сборочном цехе была введена новая форма труда и укрупненные комплексные бригады. Эти мероприятия ликвидировали несогласованность в работе специалистов отдельных профессий, дали возможность улучшить контроль за производством, в связи с чем повысилось качество ремонта вагонов, сократился простой вагонов в ремонте, выросла производительность труда, снизилась себестоимость, заработок рабочих заметно повысился. Улучшилось состояние охраны труда, затраты средств по этому направлению значительно выросли.

Укрепление трудовой и технологической дисциплины, работа с рационализаторами и изобретателями позволили депо добиться в 1954 году успехов в производстве и получить переходящее Красное знамя Славгородского отделения дороги.

В 1955 году и в последующие годы продолжились работы по благоустройству цехов вагонного депо, улучшению технологических процессов работы, оснащению оборудованием и различными приспособлениями. Для определения мероприятий в этом направлении был разработан генеральный план развития хозяйства вагонного депо на 1955-1960 гг.

31-го июля 1957 года вышло в свет Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства» в котором предусматривалось покрыть все нужды в жилье в течениеи 10-12 лет. На предприятиях железнодорожного транспорта развернулось соц. соревнование на качественный и быстрый ввод в эксплуатацию наибольшего количества жилой площади с тем, чтобы в кратчайшие сроки удовлетворить всех рабочих транспорта в жилье. Коллектив купинских вагонников включился в это всенародное дело.

За 1957 год хозяйственным способом было построено: на станции Купино три 4-х квартирных дома, на станции Славгород один 2-х квартирный дом, на станции Карасук один 2-х квартирный дом и на станции Чистоозерная один 2-х квартирный дом. Итого в 1957 году было введено в эксплуатацию 6 домов или 18 квартир с общей площадью 450 м2. В 1960 году хозяйственным способом введено на ст. Купино два 4-х квартирных дома, на ст. Карасук четыре 2-х квартирных дома. Всего 6 домов или 16 квартир.

Помимо жилищного строительства в 1958 году велось строительство детских садов и яслей. Оказывалась шефская помощь колхозам и школам. Рабочие вагонного депо и члены их семей принимали активное участие в строительстве жилья.

С 1958 года начали проводиться мероприятия по благоустройству в цехах и на территории вагонного депо. Особенно оживилась эта работа после принятия обязательств в соревновании с Октябрьской ж.д. Коллективом спланирован ландшафт и высажено 1000 корней деревьев (тополя, клен, яблони) 20000 кустарников, разбито 200 м2 клумб и цветников на территории депо. По наружному периметру депо и пунктов технического осмотра создана живой изгородь. Выполнены работы по устройству асфальтированных дорожек, облагорожен въезд на территорию. Большое внимание уделено наглядной агитации. Работы по упорядочению территории стали проводиться ежегодно.

В цехах были созданы условия для нормального труда и качественного выполнения планов, контингент рабочей силы полностью укомплектован согласно штатному расписанию. Подавляющее большинство рабочих - это люди высококвалифицированные, обладающие большим опытом и со всей сознательностью и ответственностью относящиеся к труду. Руководство цехами осуществляли опытные мастера и бригадиры, имеющие высшее или средне - техническое образование или практики с большим производственным опытом, это: Иваненко Дмитрий Федорович, Шопин Николай Федорович, Липовской Николай Григорьевич, Лазарев Николай Михайлович, Колесников Владимир Иосифович, Богатенко Владимир Васильевич, Корень Федор Алексеевич и многие другие.

За последующие 5 лет депо значительно изменило свой облик как в техническом, так и в культурном отношении. Полностью заасфальтирована и озеленена территория, помещения производственные и служебно-бытовые приведены в надлежащий вид.

Массовое оснащение железных дорог новыми типами вагонов, повышение интенсивности использования вагонного парка потребовали коренной реконструкции вагоноремонтной базы, инициатором которой был коллектив депо Московка. Здесь впервые была разработана и внедрена принципиально новая система организации ремонта вагонов, предусматривающая поточность производственных операций с широким использованием комплексной механизации и автоматизации. Этот опыт был одобрен ЦК КПСС и коллегией МПС и получил сетевое распространение.По опыту передового предприятия процесс механизации ремонтных процессов был внедрен и в депо Купино в 60–ые годы.

Коренной перелом в развитии и усилении производственной базы произошел в 1965-68 гг. Огромную помощь в реконструкции депо оказывали руководители Карасукского отделения дороги: начальник отделения Бевзенко Альберт Николаевич, заместитель начальника дороги Скворцов Виктор Михайлович. Начальником депо был Теслов Николай Алексеевич, возглавить работы по реконструкции поручено было главному механику Иваненко Дмитрию Федоровичу.

За эти годы в существующем колесном цехе изготовлена и смонтирована поточноконвеерная линия по ремонту тележек вагонов; на надстройке изготовлена и смонтирована поточная линия триангелей, поточно конвеерная линия по ремонту корпусов букс скольжения с устройством для снятия букс с шейки оси колесной пары и подачи на конвейер, а также устройство для одевания. В полуавтоматическом режиме производилась подача подшипников. В тележечном цехе появилась профессия – оператор управления конвеерными линиями. Процессы перемещения тележек, колесных пар, букс, и других комплектующих деталей производились оператором с центрального пульта управления. Для клепания заклепок появились индукционные нагреватели, гидравлические отрубщины. Разборка тележек производилась механизированным способом (раздвижка боковин, кантование надрессорной балки). В баббитозаливочном отделении установлены электрические печи для плавки баббита, заливки подшипников. После расточки по конвейеру подвались в тележечное отделение на место подгонки к шейки оси.

Для ремонта колесных пар было пристроено здание, длиной 36 метров и шириной 14 метров, в котором размещено два бандажных станка для накатки шеек осей. Колесные пары стали поворачиваться на разворотных устройствах, появились толкатели, устройства для вращения колесных пар. В отдельном светлом помещении разместились изготовленные своими силами испытательные стенды, рабочие столы для ремонта и испытания автотормозных деталей. В механическом цехе было установлено 2 станка К-62 и 2 станка А-116 вертикально сверлильный, фрезерные станки.

Для лечения работников в депо был открыт здравпункт, профилакторий на 25 человек.

В цехе ремонта автосцепки внедрены транспортеры для подачи автосцепок и фрикционных аппаратов отремонтированных в сборочном цехе. Внедрены стенд «Ромашка» для одновременного размещения ремонта 16 автосцепок, стенд для разборки и сборки фрикционных аппаратов. Внедрение передовой технологии ремонта вагонов позволило увеличить выпуск вагонов с 2500 до 3900.

В реконструкции вагонного депо 1966-70 гг. принимали участие все работники депо. Вот перечень лучших ударников труда, добившихся высоких результатов: главный механик Иваненко Дмитрий Федотович, слесари Турлов Александр Алексеевич, Макагон Андрей Сысоевич, Щеглов Владимир Григорьевич, Мартынов Николай Петрович, Павлов Михаил Константинович, Нетаев Михаил Николаевич, токарь Ашенберг Николай Федорович, штукатур Привалов Владимир Гаврилович и другие.

1970-80 годы в масштабе всего исторического развития вагонного депо, явились небольшим участком времени. Однако за этот период значительно усилилась производственно-техническая база, повысилась культура производства, улучшилось благосостояние работников. В частности, в депо было закончено строительство нового деревообделочного цеха с сушильными камерами, общей площадью 800 м2. В цехе внедрен поточно – конвейерный метод обработки пиломатериала, изготовления деревянных деталей.

В 1977 году было закончено стороительство и сдана в эксплуатацию рабочая столовая на 110 посадочных мест. Построено здание, в котором размещены подсобно – вспомогательные цеха и отделения. Значительное развитие получили пункты технического обслуживания вагонов, пункты подготовки вагонов под погрузку. На пункте подготовки вагонов под погрузку станции Камень – на – Оби было построено здание под подсобные отделения (жестяное, столярное, слесарное).

На ПТО станции Карасук-3 типовое возведено здание пункта технического обслуживания вагонов, пять помещений для обогрева, 26 помещений под приборы автоматического обнаружения греющихся букс. На станциях Панкрушиха, Зубково образованы контрольные посты технического обслуживания вагонов.

Для производства погрузочно-транспортных работ в депо смонтирован козловой кран грузоподьемностью 5 тонн, в деревообделочном цехе заработали новый четырехсторонний станок, два фрезерных, один универсальный станок, фуговочный и рейсмусный станки.

В монтажном цехе, который был пущен в эксплуатацию в конце 1978 года, смонтированы: горизонтально – фрезерный, строгальный, токарный, отделочно – расточной станки. Для внутрицеховых транспортных работ приобретены два электрокара. На пункте технического обслуживания смонтировано 6 электрических домкратов марки ТЭ-30.

На ПТО станции Карасук-3 для механизации процесса технического обслуживания вагонов, улучшения условий труда уложено 6 узкоколейных путей и пущено в эксплуатацию 14 вагоноремонтных машин. Там же внедрены устройства для централизованного ограждения поездов, пробы автотормозов в поездах. На пункте технического обслуживания станции Карасук-1 внедрены установки для стационарной пробы автотормозов и устройство для централизованного ограждения поездов.

В связи с разукрупнением дороги, в соответствии с приказом Начальника Западно-Сибирской ж.д. №27 от 21.02.79г. вагонному депо Купино был присвоен телеграфный индекс №16 (ВЧД-16).

01.07.81г. на отделении дороги было организовано новое Вагонное депо (ВЧД-17 ст. Карасук-3), в связи с этим от Вагонного депо (ВЧД-16) отошли пункты технического обслуживания станции Камень-на-Оби, Карасук-3 и все контрольные посты технического обслуживания, расположенные на Средне-Сибирском направлении (контрольные посты станции Валиханово, Мынкуль, Зубково, Красноозерская, Панкрушиха, Сузун, Ларичиха).

В ведении вагонного депо станции Купино оставлены вагоноремонтное депо, пункт технического обслуживания станции Карасук-1 и контрольные посты технического обслуживания на участке Татарская-Кулунда. Штат по штатному расписанию 606 человек.

Успешное выполнение больших задач по техническому усилению вагонного депо во многом зависит от инженеров, техников, рационализаторов, их воли, энергии, инициативы и деятельности, творчества и хозяйственной расчетливости.

В вагонном депо в рационализаторской работе принимало участие постоянно более 50 человек. За последние года десятой пятилетки и первые два года одиннадцатой пятилетки рационализаторами разработано около 500 рационализаторских предложений, с экономическим эффектом 138 тысяч рублей.

В депо постоянно работало 2-3 творческие группы, которыми руководили инженерно-технические работники. Первая творческая группа под руководством мастера автоконтрольного цеха Павлова А.К. за 4 года внедрила 32 рационализаторских предложения. Следует отметить, что всё необходимое технологическое оборудование, испытательные стенды, инструмент, приспособления, разработаны и изготовлены умельцами автоконтрольного цеха. По предложениям группы разработана и внедрена эффективная машина для обмывки автотормозных деталей. Удачен по конструкции стенд для испытания воздухораспределителей. Молодыми рационализаторами цеха Липовским И.Г., Сусоевым В.И., разработаны и внедрены простые приспособления для ремонта авторегуляторов, в значительной степени ускоряющие процесс ремонта.

Второй творческой группой, под руководством начальника вагонного депо Иваненко Д.Ф. и в составе с Нетаевым М.Н., Турловым А.А., разработаны поточно-конвейерные линии по обработке пиломатериала и изготовлению деревянных деталей вагонов, внедрение которых дало экономический эффект 4,4 тыс. руб.

В тележечном отделении мастером заготовительного цеха Жуковым В.М., разработано устройство для вставки резиновых втулок в отверстие проушин подвесок триангелей, которое высвободило в смену 6 чел./час, экономический эффект 1,5 тыс. руб. Простая конструкция, удобная и безотказная в работе установка освободила рабочего от изнурительного труда.

Следует отметить лучших активных мастеров, бригадиров, рабочих, которые внесли достойный вклад в дело механизации работ в депо, внедрение прогрессивных технологических процессов: начальник ПТО ст. Карасук-1 Дегтяров М.И., мастер электроинструментального цеха Мартынов А.Т., бригадир монтажного цеха Цвиченко И.Г., слесарь инструментального цеха Зеленин М.Г., Демиденко Н.Ф., слесарь монтажного цеха Ильин В.И., Дизендорф Н.П., Ашенберг Н.П., Прудников В.Н.

В депо ежегодно внедрялись технические новшества. За 1977 год внедрено 26 технических новшеств. В 1978-81 гг. – 96. Внедренные технические новшества позволили также механизировать отдельные технологические процессы. В отборе новшеств и их внедрении участие постоянно принимали: мастер электроинструментального цеха Мартынов А.Т., старший инженер депо Лихтнер В.Г., мастер АКП Павлов А.К., слесарь Ботышев К.И.

В депо обобщались и распространялись передовой опыт работ. В частности, был обобщен опыт работы старшего осмотрщика вагонов ПТО ст. Карасук-1 Карчевского А.И., слесаря инструментального цеха Зеленина М.Г., опыт работы по охране труда и технике безопасности ПТО ст. Карасук-3 и многие другие. С внедрением механизации в депо стало возможным ежегодно увеличивать выпуск из ремонта примерно на 6,0%.

Несколько лет вагонное депо не испытывает нужды в кадрах. Депо пополнилось специалистами из числа работников, заочно окончивших техникумы. Среднемесячная заработная плата в 1978 году составляла 158,7 руб., в 1982 год средний заработок составлял 202 руб.

В вагонном депо было широко развернуто социалистическое соревнование за достойное выполнение заданий десятой пятилетки. Социалистическое соревнование было организовано между сменами и пунктами технического обслуживания. Во всех цехах и ПТО оформлены социалистические обязательства. В коллективе депо каждый рабочий брал индивидуальные обязательства. Коллектив вагонного депо ст. Купино соревнуется с коллективом вагонного депо ст. Татарская. За успешное выполнение социалистических обязательств вагонному депо присуждались классные места, а в 1980 году было подтверждено звание «Предприятие коммунистического труда».

Признанием заслуг коллектива явилось награждение группы работников депо.Божков Александр Давыдович – награжден орденом Трудового Красного знамени, Харькин Геннадий Иванович – награжден знаком «Почетный железнодорожник», Павлов Анатолий Константинович – награжден орденом «Славы 3 степени», Дегтярев Михаил Иванович – награжден знаком «Почетный железнодорожник», орденом «Трудового Красного знамени», Зеленин Моисей Григорьевич – награжден орденом «Славы 3 степени».

Победителем в социалистическом соревновании 1982 года стал коллектив колесного цеха, под руководством мастера Максименко Г.М., председателя профгруппы Сивак Г.А., комсорга цеха Леоненко А.Г., которому был присужден «Красный вымпел» МПС и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.

Звание «Лучший по профессии на сети дорог» присуждено токарям Кудимову Николаю Федоровичу, Фисуренко Михаилу Ивановичу, осмотрщику вагонов ПТО ст. Карасук –1 Чекрыгину Николаю Васильевичу.

Заслуженным авторитетом среди работников депо пользуются ветераны труда, передовики: Карчевский А.И. - старший осмотрщик вагонов ПТО ст. Карасук-1. Слесарь электроинструментального цеха Зеленин М.Г., столяр деревообделочного цеха Быков Н.М., старший осмотрщик ПТО ст. Карасук-1 Сухорук И.А., токарь монтажного цеха Ашенберг Н.Ф., столяр Срывков А.М. и многие другие.


Руководители вагонного депо и цехов в разное время:

В довоенные и военные время начальником вагоно – ремонтного пункта являлся Козицкий Александр Данилович, начальником вагоно – ремонтного участка был Зайцев Филипп Ильич, заместителем начальника ВРП был Шумаев Николай Архипович, старшими мастерами ВРП Заварзин и Корень Федор Алексеевич, которые руководили всеми цехами.

Затем руководителями были: ВРП Моторин, зам. ВРП Шумаев Николай Архипович. Подсобными цехами руководили Нестеренко Гаврил Яковлевич, в колесном - бригадир Иваненко Иван Федорович. В те годы производили два вида ремонта – годовой и средний ремонт вагонов. С 1954 по 1964 годы начальником депо был Жильцов Дмитрий Тихонович. Заместителем начальником был Качаков, затем Теслов Николай Александрович. С 1965 по 1967 годы депо руководил Тужиков Иван Иванович. С 1967 по 1969 год Теслов Николай Алексеевич. С 1969 по 1986 год начальником депо был Иваненко Дмитрий Федотович. С 1986 по 1991 год начальником Журавлев Валерий Васильевич. С 1991 год по 1997 начальником депо был Лихтнер Владимир Генрихович. С 1997 год по 2001 год - Синяков Александр Петрович. С 2001 год по 2003 год – Жоров Виктор Михайлович. С 2003 год по 2004 год – Гуляев Игорь Борисович. С 2004 год по 2013 г руководил вагонным депо Лукьянов Сергей Анатольевич. С 2013 по настоящее время руководит депо Жуков Владимир Викторович.

Мастерами сборочного цеха в разные годы были: с 1965 года Шопин Николай Федотович, затем Капшутарь Владимир Денисович, Горюцкий Алексей Васильевич, в автоконтрольном пункте Лазарев Иван Степанович, Сапронов, Шевченко Кузьма Алексеевич, Божнов Александр Давыдович, Павлов Анатолий Константинович.

С 1963 года по 1989 год колесным цехом руководил Маскименко Григорий Матвеевич. С 1989 года Денисюк Геннадий Михайлович, затем Антонов Николай Федорович.

В техническом отделе с 1954 года на должности старшего инженера находился инженер по оборудованию Богатенко Владимир Васильевич, затем Конев Алексей Михайлович.

Первыми главными бухгалтерами были Мукина, Шевченко, затем Васильева Зинаида Никифоровна, Кучкина Людмила Захаровна, Сирота Любовь Васильевна.

Приемщиками вагонов МПС – Акунин Николай Петрович, Кириллов, Павлов Анатолий Константинович, Шопин, Курдыба Мария Николаевна, Кох Владимир Карлович, Журавлев Валерий Васильевич. В настоящее время Зайцев Сергей Владимирович, Бугаков Сергей Николаевич, Ситник Александр Николаевич.